В первые годы существования села в нём была построена силами крестьян деревянная часовня, где проводились церковные службы, и село называлось малое Хитрово. Как память об этом названии жители соседнего села Широкоис, до сих пор называют овраг, находящийся на границе уваровских земель «хитровым оврагом». В последней четверти 18 века граф Касини сделал денежный вклад на строительство церкви в размере 2 тысяч рублей, на которые и начато было строительство.имени архитектора и других рабочих выяснить не удалось. Недостоющие на строительство деньги были собраны ходоками. Строительство церкви было закончено в 1793 году с двумя притворами в честь святых Дмитрия и Уара. От имени последнего святого, село получило название Уарово, а позже его стали называть Уварово.
Земля и население
Уваровская церковь имела одну десятину усадебной земли и 63 десятины полевого надела. Кроме того, церковный притч получал от государства деньги в сумме 126 рублей. В середине 19 века при уваровской церкви была открыта церковно-приходская школа ,которая помещалась не в специальном помещении а в церковной сторожке. Первым учителем этой школы был брат священника Яковлев Семён Иванович. В церковный приход входила деревня Куракино находившаяся в 4 километрах от Уварово. Согласно книге «церкви притчи и приходы пензенской епархии» в 1896 года издания в приходе числилось»душ мужского населения-724, женского-780 первые поселенцы Пензенской губернии. Территория бывшей Пензенской губернии стала в основном заселяться рускими выходцами из центральных и северных губерний в начале 17 века в царствование Алексея Михайловича Романова заселение территории шло главным образом по трём направлениям: помещики центральных и северных губерний ,переселяли на свободные черноземные земли своих крепостных крестьян, стараясь этим увеличить свои доходы. Крепостные крестьяне вышеуказанных губерний не вынося тяжестей крепостной зависимости, бежали от помещиков со своими семьями на юг в дикое поле и заселяли свободные земли, сводили лиственные леса ,распахивали пустоши. Нередко правительство ссылало сюда преступников и непокорных крестьян, замешанных в крестьянских волнениях. До сих пор не удалось найти документальных данных о первых поселенцах села Уварово, но согласно рассказам старожилов, удалось выяснить что в конце 17 века граф Кассини получив в дар от царя пустующие чернозёмные земли, купил на вывоз несколько семей крепостных крестьян у помещика села Хитрово ныне Инсарского района республики Мордовия и переселил их на место нынешнего села, а потом стал сюда же переселять крепостных крестьян из других своих вотчин Симбирской и других губерний.
История храма села
Более 2-х веков назад была построена великолепная каменная церковь в селе Уварово. Судя по архивным данным в 1793 году впервые собрались под сводами нового храма прихожане. По воспоминаниям старожилов славилась церковь своими колоколами, призывный звон которых был слышен на всю округу. В начале 30-х годов двадцатого столетия уваровскую церковь постигла участь большинства храмов России — она была закрыта. Атеистически настроенные активисты пытались разрушить культовое здание. Но сделать это оказалось не так просто. С большим трудом снесли колокольню, пристрои, часть кирпичной стены, и отступились. Слишком прочным оказалось строение 18 века. Храм пустовал. А в 1990 году местные жители заговорили о его реставрации Уже на следующий год прихожане своими силами начали воплощать идею в жизнь. Активно взялась за благое дело ныне покойная Артамонова Евдокия Ивановна избранная тогда председателем приходского совета. По собственному признанию этой глубоко верующей женщины за время восстановления храма ей пришлось преодолеть немало трудностей. И очень часто в своих молитвах прибегала к заступничеству покойного святого отца Матвея (Артамонова) — последнего священника Уваровской церкви воскресения Христова, репрессированного в 1938году.
Разрушение храма
Из письма Ольги Ярошенко, дочери отца Матвея: Церковный колокол отливали по заказу барина. На краю колокола были отлиты имя,фамилия заказчика и изготовителя и время литья. Он «шёл» в Уварово из С.-Петербурга в сопровождении подвижников. В каждом селе по пути следования, где была церковь,они останавливались, священники служили молебен,а население жертвовало холсты для транспортировки,продукты питания. Люди не знали усталости. Это были подвижники Божьи. Так благополучно дошли до Уварова. Поднимали колокол на холстах. Радовал он своим голосом всех людей. Говорили: «это не колокол звонил, это глас Божий! Так продолжалось до 1927 года. Жители узнав что будут снимать колокол оцепили церковь. Было много народа из Самозлейки, Куракино, Кресты, Долгий Овраг. Вооружённые люди оттеснили народ и пошли к колокольне. А когда дотронулись до колокола он издал такой звон какого не слышали ни разу. Он как будто прощался. Потом колокол спихнули,он с таким звуком упал!!! Люди рухнули на колени,плакали и кричали. Упав колокол ушёл в землю по самое ушко, и вытянуть его не было никакой возможности. Поставили часовых,а через дня 2-3 приехали спецы и раскололи его на части,увезли на переплавку, сказав при этом: «отзвонил,теперь пусть попашет»! Вот так закончилась жизнь великого колокола, как и все великого на Руси ….. Отъявленные активисты-безбожники не осмеливались лезть на купола чтобы сбросить кресты. А вот один мужчина решил забраться на верх. Его родная тётка подошла к нему и сказала: «не лезь Федька, Уварий-мученик тебя накажет!» Он конечно не послушал и скинул оба креста…началась война. Фёдора взяли в армию,он попал на Ленинградский фронт. Его старший сын там же был командиром батальона. Узнав адрес отца,он перевёл его в свою часть. В бою за освобождение Ленинграда сын погиб. Командование дало отпуск его отцу домой. Во время побывки он пошёл на рыбалку на озеро между Уваровом и долгим оврагом. У Фёдора были с собой 2 гранаты. Одну он бросил в озеро,но она не взорвалась,а вторая разорвалась в его руках. Обе руки оторвало, разворотило грудь, живот. Уже к мёртвому подошла его тётя и сказала:»Вот федька, и наказал тебя Уварий Великомученник». К сожалению такое святотатство чинилось повсюду, в результате чего мы утратили бесценные памятники истории. Важно, чтобы нынешнее и последующие поколения не повторили подобных ошибок, ценили историческое прошлое,бережно хранили то,что ему принадлежит.